Пусть не согласиться со мной администрация, но у меня сведенья следующие:
Март – Березоль
Апрель – Цветень
Май – Травень
Июнь – Червень
Июль – Липец
Август – Серпень, или Жнивень
Сентябрь – Вересень, Ревун, или Рюень
Октябрь – Листопад
Ноябрь – Грудень
Декабрь – Студень
Январь – Крышень (по имени бога, что подарил людям огонь)
Февраль – Лютый (месяц, связанный с Родом)
(даты приведены по старому стилю)
21 марта (березоля) – праздник прихода весны. Первый месяц славянского календаря назывался березозоль. Он находился под покровительством божества Яра или Ярилы. Его имя можно перевести как «молодой, полный сил, страстный, неистовый».
По поверьям. Ярило, изображается в виде женщины, одетой в мужской наряд: белые брюки и рубашку. В правой руке она держит чучело человеческой головы, в левой - ржаные колосья. На голову Яриле, надевают венок из первых полевых цветов. Именно так на праздники весной наряжали девушку древние славяне, сажали ее на коня и водили по полям, как символ доброго нрава и открытости. Сопровождалось это обрядовыми песнями «веснянками».
23 марта(березоля) - Велесов день - Комоедицы, 23 марта. В этот день медведь из берлоги выходит. Начинается новый год.
Комоедицами заканчивается двухнедельное празднество новогоднее, с 9 марта отсчет... Хоронят зиму с ее метелями да морозным страхом, катятся огненные колеса с горы... В этот день зажигают новый огонь во всех домах, чистый огонь новой жизни...
12-20 апреля (цветня) - Ладодение – так назывался праздник царствавания света и тепла, посвящённый богине Ладе. Праздник Ладодения сопровождался у славян особыми обрядами. Все воспевали пробуждающуюся природу. Женщины залезали на крыши домов, на горки, на высокие стога сена и, воздев руки к небу, призывали весну. Из теста делали журавликов. Обычно эти журавлики-обереги клали на высокое место, например, над дверью, чтобы охранять пространство. С Ладодением связано поверье, согласно которому птицы возвращаются из Ирия, славянского рая, и потому принято было подражать танцам птиц, или «кобениться». Эти старинные обряды связаны с возвращением на землю солнечной силы Жизни.
Также празднованья связаны с культом Лады происходили в начале мая (травня). Но достоверная информация о них утеряна.
21 апреля (цветня) - праздник «лельник», соответственно в честь богини Лели. Этот день называли также «Красной горкой», поскольку местом действия становился холм, расположенный неподалеку от деревни. Там устраивали небольшую деревянную или дерновую скамью. На нее сажали самую красивую девушку, которая исполняла роль Лели. Справа и слева от девушки на холме на скамью укладывали приношения. По одну сторону размещался каравай хлеба, а с другой стороны находился кувшин с молоком, сыр, масло, яйца и сметана. А вокруг скамьи раскладывали сплетенные веники.
Начало июня (червня) - первая декада июня, или червня, была посвящена божеству Костроме.
Костроме отпущено всего 10 дней в году, это конец пролетья, начало лета. Кончались весенние полевые работы, и наши прадеды отмечали символические «похороны» весны. Пролетье - чудесное время, очень быстро пролетает, оправдывая свое название. Неделю перед окончанием этого времени называли «русальей». Это час буйства природы, царствования русалок и мавок.
В древних обрядах Кострома имела два обличья и два значения. В обряде проводы весны или проводы Костромы ее изображала молодая женщина в белом с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. Во время ритуальных похорон Костромы ее воплощало соломенное чучело женщины. Это чучело славяне сжигали или топили с обрядовым оплакиванием и смехом. Похоронный ритуал должен был обеспечить вечное плодородие земли.
В ночь 23 на 24 июня (червня) - праздновали праздник Купалу (праздник летнего солнцестояния). Предположительно в этот день славяне отмечали праздник солнечного божества. Праздник Купала был так же связан с почитанием огня. Считалось, что связь огня и воды олицетворяла зависимость плодородия от яркого солнца и хорошего полива.
В начале жатвы, 24 июня (по старому стилю), Купале приносили жертвы. На полях возжигали большие костры. Юноши и девушки, увенчанные и перепоясанные цветами, пели и плясали около огня. Заканчивался праздник тем, что люди перескакивали через огонь сами и перегоняли через него свой скот. По народному поверью, это избавляло стадо от леших и лесных духов. Так же в эту ночь были распространены различные гадания.
1 августа (серпеня\жнивня) – день Даждьбога. Праздник начала жнив и первого сбора мёда – божественных даров.
Для защиты от нечистой силы во время праздника совершали обряд "обсыпания маком": собрав семена мака, обсыпали им дом снаружи по кругу, приговаривая: «Только тогда в дом войдешь, как весь этот мак соберешь и пересчитаешь». Считалось, что данный обряд защищает от нечистой силы, прежде всего от ведьм.
Время Даждьбога (конец июня – август) – время свадеб.
16-29 сентября (вересня) – покровительствует Мокошь. Мокошь - это олицетворение Матери-Сырой Земли.
По верованиям древних славян, эта богиня была почти равная Перуну. Две недели, отпущенные Мокоши, в наше время называются «бабьим летом». Покраснела рябина, ночь стала длиннее дня. Люди постепенно прячутся в дома и закрывают окна. Наступает тишина.
23 сентября (вересня) - лишь один день в году Семаргл, бог огня и луны, сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы (ночи), которая зовет его на любовные игры в день Осеннего равноденствия. А в день Летнего Солнцестояния, через 9 месяцев у Семаргла и Купальницы рождаются дети Кострома и Купала. Тем самым кончается очередной цикл, мир постепенно идёт ко сну.
Конец октября(листопада) – Время идёт на зиму. Приходит час Моры. Камень, закрывающий вход в подземный мир сдвинут. Это происходит, когда с полей убран последний урожай: наступает темная - "мертвая" - половина года. В этот день поминали умерших, а так же просили о покровительстве грозной богини.
23 декабря (студня) - один из самых холодных дней зимы. Когда перестают укорачиваться ночи, этот день считается днем подземного бога Карачуна (Китовраса). Сама темная непонятная сила, укорачивающая светлую часть суток, и есть Карачун.
Время Карачуна - самое темное и холодное время в году. Можно даже назвать его беспросветным - слишком далека еще весна. И только после дня Карачуна - 23 декабря, нас ожидают радостные праздники солнечных богов: солнце повернет на лето.
24 декабря (студня) – праздник на честь Перуна. Спас он Ладу с новорождённым Ярилой-Солцем, что бежала с младенцем от Моры в облике неприметной козы. Отсюда и обряд – «водить козу».